НОВОСТИ

Как искусство может наполнить город смыслами и индивидуальностью.

11 сентября в Москве на площадке «Цифровое деловое пространство» прошел Первый международный форум устойчивого развития городов, посвященный актуальным вопросам в области устойчивого развития и внедрения инноваций в самых различных сферах – строительства, архитектуры, комплексного развития территорий, цифровизации городов и др.

Модератор сессии «Как искусство меняет облик городов» Марина Юсова, основатель медиа об элитной недвижимости и архитектуре TRIBE, предоставила слово экспертам арт-культуры.

О сложностях взаимодействия художников и девелоперов присутствующим напомнила Дарья Шамрай, заместитель генерального директора АНО «Агентство креативных индустрий». «Как городская институция мы поняли, что нужно пробовать создавать особые платформы, конкурсные механики, чтобы помочь какому-то количеству партнёров зайти в проекты, – считает эксперт. – Мы можем сопроводить запросы, обработать их с точки зрения задачи размещения – в ЖК или в торговых центрах (чаще всего приходят такие запросы). И также можем сопроводить процесс отбора художников, с помощью привлечённых экспертов помочь им проработать свои решения, чтобы получилась готовая с точки зрения восприятия коммерческих заказчиков, перспективная и «упакованная» история».
Примеры удачного взаимодействия паблик-арта с девелоперами привела Сабина Чагина, куратор, арт-директор, основатель платформы САБСТАНЦИЯ, сооснователь биеннале уличного искусства «Артмоссфера». По ее словам, стремление бизнеса через искусство, без привлечения бюджетных средств, закрыть какие-то свои задачи представляется наиболее перспективным направлением.

«Одним из первых, кто «посмотрел в сторону искусства», был девелопер проекта ЗИЛАРТ, – рассказала Сабина Чагина. – На территории застройки осталось не снесенное здание, которое было видно со стороны МЦК. Мы решили что-то с этим сделать, и в итоге пригласили художников, которые раскрасили из огнетушителя 12 тыс. кв. метров». По словам эксперта, это проект, как и многие другие, возникшие в результате сотрудничества девелоперов с паблик-артом, вызвал большой интерес.
«Арт-объект не обязательно должен быть продолжением архитектуры проекта, но он не должен с ней спорить, он должен с ней находиться в грамотном диалоге», – считает Татьяна Желанова, директор по коммуникациям и устойчивому развитию STONE. Компания в коллаборации с художниками успешно интегрировала в свои проекты множество арт-объектов.

По мнению Татьяны Желановой, раньше подход девелоперов к искусству в основном был прагматичный – выделить свой проект в конкурентной среде. Но сейчас ситуация меняется, и искусство становится инструментом диалога девелоперского проекта и самой компании с городом и с людьми. В 2024 году компания STONE провела конкурс для художников, работающих в области паблик-арта. В конкурсе победил арт-объект «Ангел», который установят в офисном квартале на Белорусской, между центральными лобби двух башен.
Анастасия Мельникова, главный архитектор проектов по благоустройству архитектурного бюро А4, поделилась своими кейсами, примерами того, как искусство может быть интегрировано в благоустройство. Эксперт отметила: «Когда мы начинаем работать над объектом, то рассматриваем уличное искусство как способ создания городской идентичности. Городская идентичность – это представление человека о себе как о жителе города. То есть каждый отождествляет себя с той средой, в которой он находится. Наша задача – повышать ее качество, чтобы у людей складывалось позитивное отношение к тому месту, где они живут, возникали позитивные эмоции. Здесь на помощь нам приходит паблик-арт, искусство, вышедшее за пределы музейных и галерейных залов».
Организатор – E.GROUP. Генеральный партнер – ГК «Мосинжпроект».
Партнер сессии: STONE.

Текст и фото: E.GROUP
Новости Форума